МОЯ ЖИЗНЬ - ОНА ТОЛЬКО МОЯ. ВЫПУСК 27. ЭФИР ОТ 04.10.2018. Пять-семь фаз неизлечимого диагноза (Часть14). Третье погружение во третью стадию (продолжение).
Содержание выпуска:
И сегодня 04 октября 2018г. мы снова возьмём третью фазу, третью стадию.
Это продолжение предыдущего выпуска от 13 сентября 2018г.
Синдром выученной беспомощности – 4.
У нас есть пять шагов в исходном представлении о новизне, о неизбежной новизне.
. Из наблюдений за реакцией больных после оглашения им смертельного диагноза Кюблер-Росс выделяла пять стадий:
1. Отрицание. Не согласие. Отвержение. Сон. Стыд.
2. Гнев. Атака. Протест. Ярость. Бешенство. Истерика.
3. Начало попытки выхитрить для себя лично преференции.
4. Отчаяние. Полная апатия. Депрессия. Упадок сил и желания.
5. Принятие. Пусть будет, что будет. Живём из сейчас в возможное.
Мы сейчас находимся между третьим и четвёртым шагом.
А именно:
3. Третий шаг. Начало попытки выхитрить для себя лично преференции.
4. Четвёртый шаг. Отчаяние. Полная апатия. Депрессия. Упадок сил и желания.
Это чистое классическое погружение в пред депрессивное состояние.
И мы здесь говорим не о клинически выраженной депрессии, которая лечится медикаментозно и имеет морфологические корни.
Мы здесь говорим о состояния нежелания жить от невозможности принять свое состояние, мир вокруг и себя в этом мире.
Мы здесь говорим о состоянии ненужности и не востребованности.
Мы здесь говорим о жизни, которая течёт, но не воспринимается своей.
Это как будто бы происходит не со мной. Какой-то злой морок нашёл, пелена.
Внимание: мы говорим не о генетическом заболевании и не говорим о клинической медикаментозной фазе.
Мы говорим о состоянии, которое неизбежно настигает каждого человека, при встрече с его неотвратимостью.
Эта неизбежность и эта неотвратимость, они, как судьба в предтечи злого рока, и который неумолимо исполнится.
Что мы имеем в наличии на сегодня, из того, о чём мы говорили накануне, в предыдущих выпусках:
1. Первое. Неотвратимость депрессии при переходе от третьего шага к четвёртому шагу.
2. Второе. Потом мы говорили о том, как не погрузиться в депрессию – это было на примере концлагеря, и книги «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла.
3. Третье. Потом мы говорили о том, что делать, если в депрессию всё же утащило, и как ей не поддаться – это было на примере «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи.
4. Четвёртое. Потом мы вернулись в самое начало нашего повествования и прошлись по всему тому пути, по которому мы идём и обозначили весь тот путь, который уже прошли к настоящему моменту. Как оказалось – это было очень кстати.
5. Пятое. Потом мы сказали, что в состояние депрессии в виде триггера может привести состояние выученной беспомощности, у которого тоже есть свой триггер. И потом ещё сказали про опоссумов, про овечек и козочек и об эффекте миотонии. Про сковывание.
Резюмируем имеющееся.
Мы вплотную подошли к такому понятию, как нарративная терапия. Это собственно попытка средствами нарратива реализовать необходимые цели. Да, при переходе от третьего шага «Начало попытки выхитрить для себя лично преференции» к четвёртому шагу «Отчаяние. Полная апатия. Депрессия. Упадок сил и желания» – да, миновать депрессию невозможно, но зато можно:
А) не глубоко погрузиться в апатию и депрессию;
Б) правильно себя вести в ней. Не давать ей шанса и помогать себе, а не расходовать себя на борьбу с ней. Внимание: депрессию победить нельзя, она старше Вас навсегда. Можно только изъять себя из неё, а не её из себя вытолкнуть. Вы извлекаете, выцарапываете себя из депрессии, ибо она – это триллион тонное облако-туман, которое, как атмосфера окутывает Землю, не минуя никого. Когда и если Вы выцарапаете себя из депрессии, дальше, уже живя осторонь от депрессии, ни боль, ни печаль Вам миновать не удастся, но никакая печаль, и никакая боль уже больше не вгонит Вас в депрессию. Депрессию нельзя вытолкнуть из себя, можно себя вычеркнуть из её списков. Именно поэтому, победить депрессию нельзя, а можно собрав свои манатки, тихо-тихо удалиться из неё, оставив всё, как есть;
В) потом мы увидели, что депрессия очень крепко дружит с состоянием выученной беспомощности;
Г) потом стало ясно, что неуязвимых людей нет и у каждого есть своя личная кнопка «вверх» и своя личная кнопка «вниз»;
Д) потом стало очевидно, что знать свою личную кнопку «вниз» было бы совсем недурно, а даже очень хорошо. Эта кнопка – это триггер, запускающий состояние выученной беспомощности, и тогда Вы становитесь сущим ребёнком, который ничего не может сам;
Е) потом стало видно, что о своей слабости и о своей зоне выученной беспомощности – можно рассказать вслух, обозначив её место в себе и себя в ней. То есть, о своей кнопке «вниз», о своём триггере состояния выученной беспомощности, можно рассказать вслух;
Ж) потом мы сделали предположение, что если мы можем рассказать вслух о своём триггере состояния выученной беспомощности, чтобы профилактировать эту свою зону выученной беспомощности, чтобы не застрять в депрессии, то если можно рассказать об этом вслух, так бы это можно было бы сделать – вот взять и рассказать: то это как, кому, где, когда. Делать что?
И мы ранее говорили, что у Витязя на перепутье есть три дороги, две ошибочных и одна верная, но явно непростая.
Важный момент: Депрессия на правильном пути – преодолима, изъятием себя из неё. Депрессия на неправильном пути – будет хронической, таких неправильных путей – два, и в на каждом неправильном пути: с депрессией или борются, или стараются не замечать.
И мы специально сделали для этого обзор предыдущих выпусков и показали витязя на перепутье и сказали, что есть три пути: два из которых неверные и только один верный. Но депрессия присуща всем трём путям. Давайте, снова подойдём к вопросу трёх путей.
. Витязь и камень на распутье трёх дорог. Пойдёшь налево – себя потеряешь, но жить останешься. Пойдёшь направо – коня потеряешь, но жить останешься. Пойдёшь прямо – много тревог и треволнений встретишь, и не факт, что выживешь, а может, что и сгинешь. Но другого пути состояться – не существует.
а) Первая ветвь – это человек, который запрятался под одеяло и тянет время, как может, два раза в год ждёт счастья, просветы же бывают, надо только подождать подольше. Устраивает себе отдыхи и счастливые выходные, но живёт ожиданием.
б) Вторая ветвь – это человек, который пытается искать смысл: создавать нетленку – душа вечности попросила.
в) Третья ветвь – это человек, который лучше всех реагирует, хотя ему и поставили неизлечимый диагноз, и пока ему непонятно куда жить и что делать. Неопределённость считывается настороженностью, но внутренней добротой человек торит себе дорогу.
. Три категории людей в реакции на новизну:
а) Первая ветвь: спрятаться, пересидеть, подождать, авось, небось, кажись, а может рассосётся, плюс удача, фарт, везение;
б) Вторая ветвь: бунтари, богоборцы, искатели справедливости, ищут внешний смысл, причастность, служение, оставить след в жизни, оставить память о себе;
в) Третья центральная основная ветвь: выходят наименее потрёпанными, ибо сразу или почти сразу принимают ситуацию, как есть.
. Три способа реакции на новизну:
а) Первая ветвь – не было ничего, ничего не произошло, я не вижу никого, я спрятался. … Ежик на пеньке.
б) Вторая ветвь – оправдание своего существования, знаки на пути, блаженность, блажь, смыслы, благодать, энергии, сила, тщета и великие идеи.
в) Третья ветвь – реагируют пусть и болезненно, но по методике пяти-семи шагов адаптации к факту диагноза об озвученной неизлечимой болезни.
. Три типа людей в период экзистенции, в период экзистенциального кризиса, в период экзистенциального выбора:
а) Первая ветвь – это попытка переждать, избежать, убежать, спрятаться, пересидеть до лучших времён.
б) Вторая ветвь – это попытка ничего не трогать, снизить боль и найти себе смысл, найти оправдание «для чего я живу», «для чего это всё»;
в) Третья ветвь – это знание, что без боя не уйти. Главный вопрос: будет ли бой? Ибо можно уйти и без боя. И можно ли не воевать?
. Ответ даю сразу: не воевать можно. Собственно, весь этот цикл – это о том, что избегать войны – это глупость, а воевать – нет смысла.
. Внимание: избегать войны – это глупость, а воевать – нет смысла.
. Столкновение с неопределённостью будет всё равно и её лучше исследовать.
. Внешняя неопределённость – это детский сад с внутренней непредсказуемостью.
. Пять-семь шагов адаптации к неизвестному. Выход к новому.
. Проблема в том, что цветок изменений расцветает изнутри, а не снаружи.
. Миновать фазы пяти-семи шагов – нельзя, можно пройти быстрее.
Итак, исходя из этих трёх ветвей, этих трёх путей, этих трёх возможных направлений – есть, соответственно, разные депрессии.
Внимание: Мы не говорим о генетических формах депрессии и о клинически выраженных депрессиях, и о медикаментозно компенсирующих формах депрессии. Мы говорим о депрессии, как негативном шлейфе в жизни, упадке настроения, нежелании хоть что-нибудь делать, о смурном подавленном настроении, о сплине. В данном случае, мы говорим о депрессиях, которые сопровождают эти три совершенно различных дороги, и каждому пути, по которому движется человек будет присущ свой характерный вид депрессии.
Выбирайте: или сплин и мизантропия, и серое унылое промозглое дождливое внутри, или Вы идёте знакомиться с ней.
Итак, её Величество – лики депрессии, как состояния правильного или неправильного пути. Фон Вашей жизни.
Итак, есть три вида депрессии в нашей классификации:
а) Первая ветвь – это депрессия первого вида – это человек, который запрятался под одеяло и тянет время, как может, два раза в год ждёт счастья, просветы же бывают, надо только подождать подольше. Устраивает себе отдыхи и счастливые выходные, но живёт ожиданием. Депрессия первого вида держится общим фоновым рисунком, но в некоторые моменты жизнь всё же есть проблески позитива. Человек живёт верой и надеждой, что придёт ещё тот день, когда он проснётся, а жизнь, бац, и изменилась к лучшему и всё теперь будет только хорошо, и надо только дождаться этого времени. И тревоги внутренней больше не будет, и небо будет не серым и вообще всё будет класс, как в детстве. … Депрессия первого вида – это смесь романтической идеи и инфантилизма с выходом в суеверия и в ритуализацию. И никакие попытки самоубеждений в виде аффирмаций, и никакие рационализации своих состояний и поиска в них выгод, а по сути вторичных выгод – вся эта оправдательная позиция фаталиста-романтика – не принесёт избавления от источника депрессии первого вида.
б) Вторая ветвь – это депрессия второго вида – это человек, который пытается искать смысл: создавать нетленку – душа вечности попросила. Захотелось оставить о себе добрую память в потомках, особенно хочется создать традицию, мейнстрим или династию. Хочется оставить после дело и сделанное, и творческое наследие, в идеале школу, традицию, или нечто своего имени, то есть, имени себя. И да, депрессия второго вида случается припадками. Бывает, как накатит-накатит, прям не отвертишься, а бывает, что вообще, как бы и нет её вовсе, а всё старое уже забылось. Это такая волнообразная структура экзистенции, то прихватит за горло, что не продохнёшь, то отпустит и можно подышать, и отдышаться и даже что-то очень позитивное успеть сделать. Это что-то вроде: «зебра она чёрная в белую полоску, или она белая в чёрную полоску?». Так вот зебра – она чёрная, и не в белую, а седую полоску, и не для того, чтобы прятаться от хищников, а для того, чтобы избежать насекомых. То есть, вот эта жизнь вроде зебры, то седая полоса, то чёрная, седые полосы воспринимает, как белые. И не имея возможности изменить это, человек начинает сортировать мир по негативам и в периоды этих негативов человек пытается уйти поглубже в работу, чтобы не ощущать этой боли и зябкой пустоты внутри себя, чтобы забыться в труде и служении людям. И, да, в период чёрных полос своей жизни, человек с головой пытается погрузиться в это служение людям, в надежде, что его отпустит и ему станет полегче от этого. В ком ещё есть жизненные силы к богоборчеству и сопротивлению, те превращаются в бунтарей или искателей справедливости, или делателей благотворительности. Главный движущий мотив – это поиск признания посредством сопричастности. … Депрессия второго вида – это попытка оправдать своё существование общественной значимостью своих деяний, а в особенности идей или воззрений, или прозрений. Очень хочется быть гурей или хотя бы ванговать, или хотя бы получить эпитет «мудрая, или мудрый» в надежде этим обезопасить себя от необходимости объяснять свою недальновидность или не идеальность. Здесь вся эта муть приходит про места силы, про святость, про чистоту, про позитивное мышление, про «брать и давать», про кармические законы, про смысл и экзистенцию, а особенно про причины и следствия, про воздаяния, про грех, про искушение, про покаяние, про исповедь, прощение и отпущение.
в) Третья ветвь – это депрессия третьего вида – это человек, который лучше всех реагирует на неопределённость, хотя ему и поставили неизлечимый диагноз неизбежности и неотвратимости новизны, и пока ему непонятно куда жить и что делать. Неопределённость считывается настороженностью, но внутренней добротой человек торит себе дорогу. Да, очень тяжело идти по пути этих пяти-семи шагов Элизабет Кюблер-Росс и адаптироваться к новизне. Да, очень тяжело погружаться в депрессию при переходе от третьего шага «Начало попытки выхитрить для себя лично преференции» к четвёртому шагу «Отчаяние. Полная апатия. Депрессия. Упадок сил и желания». Да, не хочется, но куда деваться с подводной лодки. Да, человек не клянет ситуацию, не ищет виновных и не ищет смысла, а сразу, или почти сразу начинает адаптироваться к ситуации, и не оценивает её, а описывает её в терминах собственных уже нынешних целей, уже скорректированных на размер контекста, который уже и неизбежен и неотвратим. … Депрессия третьего вида – это осознанный болезненный путь осознания того, что ничего не осталось, сил нет, сопротивление сломлено, смысла нет, но осталась цель и её очень хочется взять, а именно не утратив себя, обжиться в новом состоянии и сделать максимум, что от меня зависит. То есть, принять вызов и не сорваться в битву, а поладив, суметь начать сотрудничать, не переделывая никого, начиная с самого или самой себя.
Резюмируем. Есть три ветви.
а) Первая ветвь – это депрессия первого вида – из неё нет позитивного выхода, но есть жизнь надеждой и ожиданием;
б) Вторая ветвь – это депрессия второго вида – из неё нет позитивного выхода, но есть компенсация трудом и стремлением;
в) Третья ветвь – это депрессия третьего вида – из неё есть позитивный выход посредством знакомства в лицо со своей депрессией.
Итак, два пути у Витязя у камня – неверные, ошибочные и тупиковые. И верный только один путь.
И технология приятия новизны – уже давно известна. Она имеет адаптационную структуру на первом этапе. Но.
Но смысл в том, чтобы не остановиться на адаптации и пяти шагах, а сдвинуться в сторону исследования.
Верный путь один – через адаптацию к исследованию. Это через «надо» к «хочу».
Первый этап – это адаптация к необратимости по пути пяти семи шагов Элизабет Кюблер-Росс.
Второй этап – это исследование новизны, как неотвратимости и неизбежности.
И даже на верном пути львиная доля людей вязнет в адаптации и к исследованию не выходит или вообще никогда, или изредка.
Если бы Вы знали …
1. Если бы Вы знали, сколько людей ушло по пути пересидеть и переждать. Это был первый путь, и он неправильный.
2. Если бы Вы знали, сколько людей пошло служить людям и искать смысл своей жизни. Это был второй путь, и он неправильный.
3. Если бы Вы знали, сколько людей пошло по правильному пути, но застряв между третьим и четвёртым шагом – остановились.
4. Если бы Вы знали, сколько людей рок-н-роллит, чтобы снизить страх перед неопределённостью и новизной.
5. Если бы Вы знали, сколько людей лезет в драку с новизной, чтобы вытолкнуть её на задворки, оставшись в привычном.
6. Если бы Вы знали, сколько людей преодолели страх перед новизной, приняли её и адаптировались. И на этом всё. Встали.
7. Если бы Вы знали, насколько микроскопическое количество людей адаптировались и вышли в исследование. И движутся в нём.
Очень часто исследователей называют ищущими. И это великая удача встретить ищущего, который уже ничего не ищет.
Бывших ищущих – не бывает. Бывают нашедшие, или всю жизнь ищущие. Нашедших тоже не существует отдельно от мира.
Этот путь выхода из адаптации к исследованию – это самый важный путь в жизни человека. Так становятся творцами.
Этот путь выхода из адаптации к исследованию – он как беременность, срок не ускорить. И лучше беременеть пораньше.
Если Вас свернуло с пути в область поиска смысла – возвращайтесь к неизбежному. Оно всё равно реальнее Вас.
Если Вас свернуло с пути в область попытки спрятаться и переждать – возвращайтесь к неотвратимому. Это значит, к себе.
Если Вы идёте по пути приятия неизбежного и постижения неотвратимого – не задерживайтесь между третьим и четвёртым шагом.
Если Вы идёте по пути приятия неизбежного и постижения неотвратимого – не задерживайтесь в приспособлении, переходите к исследованию. Вас в непознанном больше, чем в познанном и знакомом. Страшиться себя – нет смысла. Вы всё равно от себя никуда не денетесь. Вы себе себя не выбирали. Вы с этим всё равно ничего сделать не можете. Не останавливайтесь при переходе от третьего шага «Начало попытки выхитрить для себя лично преференции» к четвёртому шагу «Отчаяние. Полная апатия. Депрессия. Упадок сил и желания».
Не вязните в депрессии, пусть даже и в самой умной, в депрессии на правильном пути.
Именно поэтому, идите дальше, чем любая выученная беспомощность.
Триггер выученной беспомощности – лучше бы исследовать.
Но об этом надо начать говорить. Это главное.