МОЯ ЖИЗНЬ - ОНА ТОЛЬКО МОЯ. ВЫПУСК 18. ЭФИР ОТ 15.03.2018. Пять-семь фаз неизлечимого диагноза (Часть5). Первое погружение во третью стадию.
Содержание выпуска:
Из наблюдений за реакцией больных после оглашения им смертельного диагноза Кюблер-Росс выделяла пять стадий:
1. Отрицание. Не согласие. Отвержение. Сон. Стыд.
2. Гнев. Атака. Протест. Ярость. Бешенство. Истерика.
3. Начало попытки выхитрить для себя лично преференции.
4. Отчаяние. Полная апатия. Депрессия. Упадок сил и желания.
5. Принятие. Пусть будет, что будет. Живём из сейчас в возможное.
Давайте остановимся на каждой фазе чуть подробнее.
В позапрошлый раз, который был 25 января 2018г, мы рассмотрели первую стадию, или первую фазу.
В прошлый раз, который был 08 февраля 2018г, мы рассмотрели вторую стадию, или вторую фазу.
И сегодня возьмём третью фазу, третью стадию.
Третья фаза - это торговище. Начало попытки выхитрить для себя лично преференции.
"Вам посолить Мистер Фикс?". Был такой мультик: "За 80 дней вокруг света". Филеас Фог, Паспарту и Мистер Фикс. Там Мистер Фикс должен был помешать Филеасу Фогу и Жану Паспарту, и он это регулярно делал. И как-то раз он пообещал съесть свою собственную шляпу, если ему не удастся в очередной раз помешать Филеасу Фогу. И ему не удалось в очередной раз, и он, сидя переднем фартуке едущего паровоза сам с собой разговаривает: "Вам посолить Мистер Фикс?" - и сам себе отвечает: "Нет, спасибо".
Конечно, же всем лучше запомнился именно злокозненный Мистер Фикс. Плохое ведь всегда запоминается лучше, ибо оно ярче и притягательнее.
Плохое контрастнее, сочнее, вкуснее, слаже и перчёнее. Вы будете учить стишок много раз, но с улицы плохие словечки приносятся в одно предъявление. Один раз и сразу на всю оставшуюся жизнь. Все плохие новые слова осваиваются в одно предъявление - потому, что они энергитичнее, компактнее и содержательней, и престижней, и практичней. Один раз сказал, и всем всё сразу понятно. Коротко, ёмко и по делу.
Что ещё раз говорит о том, что бурьян вырастет и сам, а культуру выращивать надо. … Правильные слова учить надо, а плохие сами запомнятся.
Правильные действия трудом, временем и вниманием ставить надо, вкладываясь собой, а ошибочные - сами прирастут, заметить не успеете.
Итак, ключевой момент третьей фазы - это резкая активизация внутреннего диалога. Прям до небес подбрасывает активность.
Эмоции, мысли и чувства кодируются в термины слов для компактного диалога. Внутри себя мы общаемся компактнее, чем снаружи.
Внутри нет фильтров искажений и поэтому, внутренний диалог может быть даже и компенсирующий, но очень концентрированный.
Человек осуществляет два диалога: снаружи себя с другими людьми и внутри себя с собой.
Внутри себя с собой человек осуществляет два типа диалога: рассуждающий и компенсирующий.
Рассуждающий внутренний диалог - это процесс поиска, процесс исследования, процесс поиска нужного решения.
Компенсирующий внутренний диалог - может быть двух видов: компенсирующий вкусный - это фантазии и мечты, и компенсирующий редуцирующий - это анестезия внутренней боли. Чаще всего у людей развит именно внутренний диалог компенсирующий боль. Очень много писателей так пишет: Андерсен, Жванецкий, Чехов, Горький, Чхартишвили (Акунин).
Итак, мы имеем два диалога: внешний и внутренний. Внешний с другими, внутренний с собой, деля себя на персонажи.
И у человека есть фильтры общения. Фильтры восприятия и фильтры отношения.
Снаружи себя человек общается с другим человеком - продираясь сквозь слои фильтров. Внутри человека фильтры не осознаются.
Внимание, важно: снаружи человек с другими общается сквозь фильтры общения. Внутри себя человек общается минуя все фильтры.
Это принципиально.
У каждого человека три фильтра.
Первый фильтр - фильтр смысла. В смысле есть вкрапления целей и намерений. Смысл собирается-конструируется из ценностей. Это эго.
Второй фильтр - фильтр речи. Слова и фразы конструируются для компактной передачи смысла. Чем компактнее речь - тем лучше.
Третий фильтр - фильтр опыта и памяти, это фильтр воспитания и обучения, это фильтр культуры и бытующих воззрений на жизнь.
Мы вообще общаемся смыслами, или по-другому, горшками с землей. Мы дарим друг другу не цветы, а горшки с землей и вручаем луковицы целей, но цели у каждого в горшке смысла вырастают свои особые. Вот тебе горшок с землёй - это смысл, вот тебе луковичка - это цель, вырастет супер и красиво будет и плодоносить будет, и плоды будут вкусные. Человек берёт горшок с землей и выращивает что-то своё, ибо даже в его условиях вырастет что-то другое. Дайте десяти хозяйкам идентичный набор продуктов и получите десять совершенно разных супов.
Да, здесь Трофим Лысенко сталкивается Николаем Вавиловым. Да, здесь средовые факторы соприкасаются с генетическими.
Что важнее селекция или генетика? … Меру концентрации каждого определит контекст.
Мы дали другому горшок с землей и луковицу, но у каждого выросло что-то своё, близкое чаще, но всё равно что-то другое.
А иногда вырастает вообще отдельное-преотдельное. Бывает, что люди Вас воспринимают настолько извращённо, что с точностью до наоборот. В общем, Вы сказали одно - они поняли другое и часто даже ровно противоположное, хотя в Вас не было иронии или сарказма.
То есть, мы общаемся друг с другом смыслами (горшками с землёй), которые несут в себе идеи потенциальных, возможных, или желательных-предпочитаемых целей. Именно поэтому, так часто один говорит одно, а другой слышит совершенно другое - это и есть система фильтров. Фильтры работают на отсев не нужной нам информации.
Чтобы что-то сказать, нужно закодировать смысл в слова, слова подчиняются моделям языковых конструкций, деформированным на размер места проживания, возраста и традиций словоупотребления. Потом, идёт фильтр культуры. У людей смысл закодирован в слова и деформирован на размер наиболее общеупотребимой культуры, которая есть их естественной средой обитания, которая сложилась вокруг них, и они её считывают, как "естественную" и "нормальную". То есть, смыслы у всех людей на Земле привязаны (корреспондированы) к ценностям.
Ценности у всех людей на Земле одинаковые (имеются в виду кубики Lego), а вот конструкции, состоящие из ценностей (матрицы приоритетов, веса ценностей, и последовательности из ценностей) каждый человек задаёт свои и конструирует свои убеждения, которые отражают его личный опыт жизни и личный опыт социализации. Всё на всех одинаковое, но у каждое своё условно неповторимое, ибо неповторимым человека делает только рисунок присущих ему ошибок, а любой успех и правильность - они одинаковы независимо от исполнителя.
Итак, есть объём ценностей, который для всех людей одинаковый, а свои смыслы из своих ценностей каждый конструирует сам. Есть смыслы свои и есть смыслы для себя. То есть, есть смыслы, которые мы несём для других и активно делимся ими, а есть смыслы, которые мы используем только для себя. Свои собственные смыслы мы скрываем, пугаясь обвинений в безмерном наслаждении, а смыслами "для других" мы охотно и обильно делимся, надеясь оправдать собственной властью над людьми свою собственную неподсудность своих смыслов "для себя". Мы боимся людей, ибо знаем себя. И хотя эволюция подталкивает нас к социальным контактам, мы защищаемся от людей вот этой дихотомией: есть смыслы для себя и есть смыслы свои. Свои смыслы мы передаём другим, своими смыслами мы охотно и обильно делимся, а смыслы для себя - мы держим в секрете и в тайне, потому что стесняемся и не выносим на общий суд. Снаружи и внутри - отражает суть этих смыслов.
Вообще все смыслы внутри, ибо это первый фильтр общения, но просто одни смыслы изготовлены для использования снаружи, при общении с другими людьми, мы эти смыслы им подсовываем, чтобы увести-увлечь этих людей за собой, а другие смыслы изготовлены для использования внутри себя, для общения с собой и эти смыслы мы лелеем и оберегаем и никому не показываем, ибо считаем эти смыслы собой, то есть, эго.
Зона смысла - это вотчина эго, это здесь живёт цербер сознания. Это эго конструирует из ценностей смыслы, и смыслами этими мы потом определяется.
Итак, мы общаемся смыслами, которые несут в себе цели, потом мы эти смыслы облекаем в архитектуру слов и речевых конструкций, потом мы накладываем культурные фильтры (опыт воспитания, опыт обучения, опыт социализации) и в итоге на выходе имеем передаваемый смысл.
Это касалось отправителя смысла. У получателя смысла вся та же самая процедура, только наоборот. Сначала снимаются вуали культуры - это называется национальная и этническая толерантность. Потом снимаются вуали языковых и речевых конструкций - это называется знание кодировки на разных языках программирования. То есть, одно и то же действие можно реализовать разными языками программирования, и по итогу будет один и тот же результат, но реализовано это будет очень по-разному. Именно поэтому, перевод слов не несёт существенной роли, если нужно передать смысл, ибо смысл передаёт фраза в культурном контексте. И в итоге декодирования смысла фраза лишается "чужих" слов и перекодируется в слова "понимания", удобные получателю. "Я тебе говорю: убери ногу!" … "Ага, так значит, мне нужно сделать шаг!?".
Фразы разные, а действие одно, но разные наблюдатели её по-разному описывают-интерпретируют.
Любые чужие смыслы мы всегда перекодируем в свои собственные. Иначе смыслы мы не воспринимаем. Это называется адаптация.
Это называется адаптация перед метаболизацией. Мы пережёвываем, а потом глотаем, обеззараживаем, травим и только потом усваиваем.
Как мы общаемся.
Я беру подарок, кладу в коробку, коробку заворачиваю в красивую бумагу, поверх бумаги завязываю ленточку с бантиком. Дарю. Даю.
Человек берёт подарок. Развязывает ленточку, разворачивает бумагу, открывает коробку и достаёт подарок. Принял. Взял.
Так происходит передача сообщения. Так мы общаемся. Так передаётся смысл с помощью фраз в культурном контексте.
Я беру ценности и из них конструирую смысл. Смысл заворачиваю в слова. Слова помещаю в культурный контекст.
Человек берёт моё послание, снимает культурный контекст, снимает код со слов, открывает мой смысл, конвертирует в свой - и сравнивает ценности. И если наши ценности близки - "ты и я, мы одной крови", и тогда мой смысл становится его смыслом, он его себе присваивает, как уже теперь, свой собственный. А если сравнение матриц ценностей показывает большую разницу в них, человек просто отвергает мой смысл и не утруждает себя тем, чтобы перекодировать мой смысл в свой и не тратит время на переваривание моего смысла, чтобы сделать его своим.
Внимание.
Если матрицы ценностей совпадают - человек вкладывает время, силы, внимание и себя, чтобы переварить-перекодировать полученный смысл в свой смысл, чтобы им насытиться и сделать его своим. Это называется труд по симпатии. Если Вам человек симпатичен - Вы легко с ним общаетесь и труда не замечаете. А если человек Вам не симпатичен - Вы устаёте от общения уже на 10 секунде. А о чём с ним говорить?
Ответ такой: говорить с человеком всегда есть о чём, но смысла нет. Нет смысла вкладывать усилия в разговор при таких различиях в матрицах ценностей. Мы разговариваем лишь с теми, кто нам интересен, или кто нам нужен. Когда человек нужен - расхождение в матрицах ценностей не смущают и люди ищут способы с двух сторон. А когда человек интересен - это показатель, что матрицы ценностей близки, общение течёт легко и солнечно и никакого труда поддерживать эти и такие отношения даже не возникает, всё само и очень желательно.
Но.
Но когда человек и не интересен, и не нужен - это говорит о том, что матрицы ценностей настолько не совпадают, что нет смысла общаться.
Если матрицы ценностей не совпадают - человек не хочет вкладывать ни время, ни силы, ни внимание, ни себя, чтобы переварить-перекодировать полученный смысл в свой смысл. Матрицы ценностей настолько далеки, что нет смысла расчехляться и тратить время и себя.
Для целей определения "стоит или не стоит" есть специальная процедура, как у самолётов: транскодер распознавания на "свой - чужой". Чтобы не сбить свой самолёт - на самолёте стоит транскодер, и Вы даже если пустите ракету, она не попадёт в дружественный самолёт, ибо у системы захвата цели стоит блокировка по наведению на "своих". Умные люди с "не своими" не общаются и время на них не тратят.
Таким образом мы встречаем людей, принюхиваемся к их мыслям, обнюхиваем их стиль жизни, их отношение к себе, их отношение к людям, распознаём, как на развёрнутом анализе крови, палитру-композицию, собранную из мириад ценностей, и тогда уже решаем: свой - не свой.
Люди, с близкими нам матрицами ценностей - считаются своими, интересными и общаться с ними одно удовольствие. Либидо тянет.
Люди, нужные нам - не считаются своими, но мы упорно ищем точки соприкосновения, чтобы поладить с ними. Рацио зовёт улыбкой.
Люди, с далёкими нам матрицами ценностей и ненужные нам - не считаются своими и смысла тратить на них себя - нет. Эго мозг тиранит.
Общаться "со своими" - это самый простой и привычный способ поддерживать целостность своей матрицы ценностей. То есть, даже если не стремиться к успеху, а всего лишь пассивно страдать, то и страдать лучше привычным пассивным способом, а не новым-активным, ибо новый способ намного затратней привычного, а значит, предположительно и больней. Но если страдание - это привычка так воспринимать мир - тогда нет другого лучшего способа, чем видеть привычное в новом, а не новое в привычном. Для многих страдание - это их привычный фон.
Итак, мы получили три вида общения:
А) со своими;
Б) с нужными;
В) с чужими.
А) Со своими распаковка смысла происходит мгновенно, ибо матрицы ценностей близки и усвоение смысла происходит мягко и без затрат.
Б) С нужными распаковка смысла происходит по уровню степени нужности, и матрицы ценностей соприкасаются в точках сходства, и тогда усвоение смысла нуждается в пережёвывании, обеззараживании, травлении, и уже только тогда всасывании и употреблении по назначению.
В) С чужими распаковка смысла не происходит, ибо матрицы ценностей далеки и усвоение смыслов не происходит, ибо нет понимания другого.
Но в общем случае - передача сообщения происходит в любом случае, а уж метаболизирован смысл или отвергнут и сплюнут - это не важно.
То есть, то, что я передал и то, что он воспринял - это разные вещи, ибо у нас разные матрицы ценностей. Я говорил одно, он услышал другое.
Это главная мысль данного выпуска. Я говорю одно - он слышит другое. Всегда. В 100% случаев.
Но.
Но если наши матрицы ценностей совпадают или близки - человек с удовольствием питается моим смыслом, делая его своим.
А если наши матрицы ценностей не совпадают или довольно далеки друг от друга - человек отвергает мой смысл, ибо ему "не интересно".
Интересно или не интересно - это критерий уровня совпадения матриц ценностей.
Эффективность матрицы ценностей определяется популяционно, то есть, для всего homo sapiens в целом, а не для одного какого-то народа в отдельности. Эффективность матрицы ценностей определяется чьими руками эволюция торит себе дорогу. Посильный вклад людей в это - это стать идеальным инструментом в руках эволюции, не сопротивляться ей, а слушать, слышать и слушаться ей. Эволюция не врёт. Люди - врут.
Но не столько врут, сколько просто заблуждаются. Заблуждаются насчёт себя и заблуждаются насчёт других. Это системы двойных смыслов.
Люди между собой общаются смыслами, сравнивая матрицы ценностей. Если матрицы ценностей близкие - смыслы втаскиваются вовнутрь, и картина мира человека становится богаче на ещё один смысл. Если матрицы ценностей далёкие - смыслы просто отвергаются, как чуждые. Матрицы ценностей отражают объём сытости и уровень интереса к жизни, уже за пределами наслаждений и удовольствий.
Есть что-то больше счастья. Чем бы люди ни считали счастье для себя. Но пока нет сытости - нет удовольствия.
Когда придёт сытость - начнутся удовольствия. Когда кончатся удовольствия начнутся наслаждения. Когда кончатся наслаждения - начнётся счастье. Когда кончится счастье - любовь, боль, удовольствие, радость, печаль - больше не будут иметь определяющего значения.
Эффективность матрицы ценностей народа или страны определяется способностью делать выводы и не тиражировать ошибки.
Эффективность матрицы ценностей народа или страны определяется способностью накапливать и распространять успешный опыт.
Эффективность матрицы ценностей народа или страны определяется способностью обогащать свою матрицу ценностей, дополняя её.
В основании эффективность матрицы ценностей народа или страны лежит в доверии себе и своим принципам и в доверии другим людям.
Сначала доверие себе и своим принципам. Сначала одна правда для всех и внутрь, и наружу. Сначала один смысл и внутрь, и наружу, а не два. А уже потом постепенный расцвет нации.
Эффективность матрицы ценностей народа или страны определяется способностью накапливать, не отвергая.
Итак, люди между собой общаются смыслами, кто-то кого-то воспринимает, кто-то кого-то и не воспринимает, и не слышит.
Кто-то кому-то симпатичен и интересен. Кто-то кому-то и не симпатичен, и не интересен. Люди думают, что это либидо, то есть, что это структура предпочтений, но это не так. Мы интересны друг другу или не интересны - исходя из модели структуры ценностей. Ценности у всех одни и те же, а структуры, сложенные из одних и тех же ценностей, у всех разные. Мы нравимся друг другу или не нравимся - именно иерархиями, состоящими из ценностей, мы нравимся или не нравимся исходя из архитектур, построенных из ценностей. Но эволюции плевать на все эти различия, ибо она торит себе дорогу только теми структурами ценностей, которые отражают самые эффективные способы взаимодействия на данный момент времени. Общение - это непререкаемая ценность, а способ общения - лишь отражает структуру ценностей - вот здесь и возникает приложимость и сравнение структур ценностей разных людей. Эффективность здесь.
Люди между собой общаются смыслами. Влечение к другому человеку возникает на основании его матрицы-структуры ценностей. Либидо - это память о людях, чьи ценности нам были очень важны на тот период времени. Либидо отражает память наиболее эффективно выживших особей. Способность выжить, размножиться и социально взаимодействовать - это то, что приказывает делать эволюция, не давая права выбора.
Люди между собой общаются смыслами, сравнивая и прикладывая друг к другу свои матрицы ценностей.
Матрицы ценностей - это такие себе протоколы транскодеров, распознающих на "свой" и "чужой".
С точки зрения эволюции нет такого понятия, как "свой" и "чужой", ибо для эволюции все "свои", ибо всё её.
А для людей разница есть, ибо эволюционные принципы одни те же, а применяемые способы - это уже эстетика, то есть, либидо предпочтений.
То есть, ни один смысл не передаётся без искажений. Только ценности не имеют искажений, но структура приоритетов ценностей - у каждого своя. И передача смысла не происходит без искажений, потому что структура ценностей очень разная, а сами ценности одни и те же. То есть, рефлексы и инстинкты - одни и те же, но переживаем мы их все очень по-разному. Субъективность - это контекстность.
Вот так рождается три фильтра.
Первый фильтр - это фильтр матрицы приоритетов ценностей, или по-другому, это фильтр смысла, несущий в себе цели.
Второй фильтр - это кодировка смысла в слова посредством речевых и словесных конструкций.
Третий фильтр - это культурный слой, несущий в себе весь предыдущий опыт человека.