МОЯ ЖИЗНЬ - ОНА ТОЛЬКО МОЯ. ВЫПУСК 17. ЭФИР ОТ 08.02.2018. Пять-семь фаз неизлечимого диагноза (Часть4). Первое погружение во вторую стадию.
Содержание выпуска:
Из наблюдений за реакцией больных после оглашения им смертельного диагноза Элизабет Кюблер-Росс выделяла пять стадий:
1. Отрицание. Не согласие. Отвержение. Сон. Стыд.
2. Гнев. Атака. Протест. Ярость. Бешенство. Истерика.
3. Начало попытки выхитрить для себя лично преференции.
4. Отчаяние. Полная апатия. Депрессия. Упадок сил и желания.
5. Принятие. Пусть будет, что будет. Живём из сейчас в возможное.
В прошлый раз мы рассмотрели первую стадию, первую фазу.
И тогда же мы решили, что остановимся на каждой фазе чуть подробнее.
И сегодня возьмём вторую фазу, вторую стадию. Пришёл её черёд.
Вторая фаза - это бунт и протест.
Вам нужна революция? - Так это она и есть. Это попытка вернуться в архаику.
Если на первой фазе отрицание и отказ не дали должного результата - начинается истерика и бунт.
Причём бунт может выражаться в активном бунте и в пассивном скрытом протесте. Это уже вопрос Вашего темперамента.
От темперамента зависит форма и вид проживания этой фазы или этапа. У каждого она может быть выражена как-то по-своему.
Ибо не только темперамент играет роль, но на формы бунта влияет и воспитание, и привитые ценности и опыт выхода за свои границы.
Но давайте, погружаться во вторую фазу, во вторую стадию адаптации к новизне, которую избежать невозможно, потому что она уже пришла.
Итак, вторая фаза - это крик о помощи с яростным желанием с кем-нибудь подраться. Это вызов на бой незнамо кого. Хоть кому в рыло сунуть. Хоть с кем-бы поругаться.
- Сара, Вы переехали в другой двор и как Вам там живётся на новом месте?
- Сначала было плохо, а потом переругалась со всеми. … Познакомилась. … Милейшие люди. … Теперь все друг друга знаем. Хорошо живём.
Но отринем от шутливого тона.
Да, сам факт неизлечимой болезни признан, но он не осознан, и поэтому, волна протеста и возмущения поднимается изнутри.
Ярость. Бешенство. Истерика. "Дайте с кем-нибудь подраться", "выходи против меня хоть кто, я всех победю".
В этот период болезнь воспринимается, как лютый ненавистный враг, что мол, якобы, какая-то вредина-бацилла-грязючка поселилась в моём чистом теле и этим осквернила меня, и теперь, надо только поотчаянней помыться, чтобы отмыться от этой грязючки и всё восстановится и всё вернётся, и жизнь станет, как прежде, как раньше было: солнечной, весёлой и улыбчивой, и всё будет хорошо, как раньше.
А драться хочется и монолог с собой рвёт изнутри:
"Блин, я же никому ничего плохого не делала"
"Почему это со мной произошло?"
"Я же никому не желала зла".
Основная мысль данного периода заключается в том, что если якобы массированной и/или комплексной атакой пойти на болезнь, она сдаст назад и удалится. Но в этом-то и засада. Болезнь может на мгновение приостановиться, как бы опешить, её же звали к себе все эти годы этим укладом жизни, а теперь, ей веником и по мордасам, но поскольку праведного пыла у человека хватает ненадолго, болезнь видит, что эти атаки припадочные, редкие и понарошечные, и тогда болезнь продолжает, теперь уже с улыбкой двигаться дальше. Болезнь теперь веселят эти кукольные или театральные представления в её честь, болезни даже интересно. Болезнь упрямо движется вперёд.
И мы рассмотрим три важных опорных момента.
Первый важный опорный момент.
Болезнь рождается от стиля жизни. А человек хочет избавиться от болезни, но при этом не хочет менять стиль жизни. И поскольку инерция жизни сильнее несогласия с болезнью, человек потрепыхается, да, и выдохнется. Устанет бунтовать, и инерция жизни поволочит его дальше. Инерция жизни успокаивала и не таких рьяных и отважных бунтарей. Инерция жизни - это асфальтоукладочный каток. Хотите с ним поспорить?
Дилемма проста: или смена стиля жизни остановит развитие болезни, или, если стиль жизни останется прежним - и тогда развитие болезни обязательно продолжится, и она упрочится. … Нельзя избавиться от болезни сохранив свой стиль жизни, но поскольку человек свой стиль жизни считает собой, то есть, свою зону комфорта считает собой - от болезни избавиться невозможно. Болезнь и комфорт - это одно и то же.
Избавление от болезни - это всегда новый стиль жизни, это всегда новая реальность, это всегда выход из зоны комфорта.
Болезнь всегда развивается в зоне комфорта. … Эту зону комфорта и боится утратить человек.
И вот когда и если приходит дилемма: или а) зона комфорта, но болезнь продолжается, или б) чтобы прекратить болезнь надо выйти из зоны комфорта - человек в 99% случаев выбирает комфорт. Проще отвергать факт болезни и периодически устраивать бунты и истерики, чем выходить из зоны комфорта, оставаясь в ней. Тепло, светло и мухи не кусают - так зачем куда-то стремиться и что-то хотеть.
Второй важный опорный момент.
Кто кем себя считает. Болезнь 100% считает себя человеком, а человек на 99% не считает болезнь своей и не считает болезнь собой. Мол, я это - отдельно, а болезнь - это отдельно.
Со стороны человека, который не считает болезнь собой вся эта же ситуация кажется совершенно другой, он же явно предпринимает всякие мероприятия, он же развивает бурную деятельность, он же в припадках даже на лишения и отказ от чего-то готов, вот какой он герой. Он даже может поголодать, мочу попить, помедитировать, к вещунам и магам смотаться, места силы посетить и к святыням прикоснуться, купить себе оберег или амулет, и даже в припадке мужества от каких-то продуктов может отказаться. Вот он какой. Вот на какие жертвы готов идти. Вот как отважно он борется против, якобы пришедшей без спросу болезни. Но базовая посылка остаётся, и она кроется в противоречии о том, что: болезнь - она человека считает собой, а человек свою болезнь собой не считает. Болезнь считает, что она замужем, и у них брак по любви с человеком, а человек считает, что он свободен, и да, заходила тут одна, но побыла недолго, а так вообще с ней связи нет, мол, пусть уходит.
Вот это жуткое несоответствие человек принять и не может. Он не считает болезнь собой. А болезнь себя считает человеком. Вот ведь какое сложное противоречие. Вы ребёнка родить можете, а убить не можете, ибо он Ваш, но не Ваша собственность. … Вот и приплыли.
Получается, что человек живёт, чтобы пестовать болезни, которые на нём паразитируют и развиваются. Ровно, как с детьми. Дать жизнь и помочь состояться.
И если копнуть чуток поглубже, то об этом можно сказать и так: стиль своей жизни человек считает собой, а болезнь человек собой не считает. То есть, стиль жизни - это он, а болезнь - это что-то чужеродное, пришлое извне. Но почти нет болезней, которые бы не были следствием стиля жизни и отношения к себе. Вспомните, на первой фазе мы говорили о том, что человек всё время тревожно тестирует главную мысль: если болезнь придёт, то лишь бы не пострадало качество жизни. … А она не придёт, она уже есть. Факт наличия болезни отрицается - это факт. Собственно, отрицание даёт время болезни, чтобы окрепнуть.
А теперь, ко всему ещё и приплюсовывается припадочная активность борьбы с болезнью, которая лишь ухудшает ситуацию, ибо растормошив ситуацию, и не сделав последовательных и настойчивых усилий - шанс на развитие в ослабленной ситуации получает именно болезнь. От тормошения ситуации - в итоге выигрывает только болезнь. Бунт помогает ухудшить ситуацию, и болезнь прогрессирует активнее.
Третий важный опорный момент.
У человека два базовых рефлекса: приспособительный и исследовательский. У всех, кто бунтует против неизлечимого диагноза - это припадок утраты всех налаженных связей в приспособительном рефлексе. То есть, типа начинай заново и с нуля. А кому хочется начинать заново и с нуля. Есть же заслуги. Есть опыт, который теперь не только не помогает, а уже и мешает. Зачем устраивать себе сложности на ровном месте?
Ещё эта вторая фаза, вторая стадия - она ещё называется дисфорическая.
1. Человек ходит злой и погруженный в себя. Смотрит исподлобья. Бычится и дурное себе в голове думает.
2. Контактно - хочет обособиться и поменьше с кем-то взаимодействовать и разговаривать. Укатиться в отшельничество.
3. Улыбчивые и веселящиеся вызывают в нём агрессию. Чей-то праздник вызывает в нём желание тишины. Ради тишины и покоя даже готов кричать и драться. Ради мира готов развязать войну.
4. Точка ответственности выносится за пределы собственной свободы воли, мол, "это не я себе такое выбрал, это Вы все виноваты". "Я зря на всех вас время своей жизни тратил". "Вы должны теперь всё оставить и посвятить свою жизнь мне, я же вам посвящал всю свою жизнь". "Это вы все виноваты в том, что я заболел". "Вы совершенно не уделяете мне внимание". "Вы забыли обо мне".
5. Любая диагностика или лечение пока принимается в штыки. "А зачем", "А почему", "А сколько это продлится", "А когда закончится", "А может можно этого не делать". "Не разговаривайте обо мне за моей спиной". "Вы что-то замышляете? Вы зла мне хотите?"
6. "А может меня заказали какой-то колдунье или магу?", "точняк, что это мне кто-то специально сделал, оно само так возникнуть не могло", "я верняк кому-то дорогу перешёл", "кто же этот гад".
7. Подозрительность, мнительность и настороженность растут, как на дрожжах. Всё трактуется в минус и в негатив. Даже позитив пышет недоверием и подозрительностью. Поди знай, что там будет за этим позитивом, небось опять какой-то подвох.
8. "Мир ополчился на меня, и никто не хочет мне помочь", "все равнодушные, никто не хочет мне помочь".
9. "Но я добьюсь справедливости", "я заставлю всех извиниться передо мной", "гады, вы все проклятые, я вам всем ещё докажу", "я поделюсь с вами своей болью", "отольются кошке мышкины слёзы". Припадки ярости настолько непредсказуемы, что достаться может даже дереву.
10. Припадки раздражения. Припадки негодования. Припадки сплина и хандры. … Энергия ещё есть, но надолго её уже не хватает. Всё чаще ощущается опустошённость. Руки опускаются иногда прямо сразу после бунта. Тщета грузит уныние.
11. Агрессия и атака сменяется слезливостью и сентиментальностью. Хочется извиниться перед всеми за всё собою содеянное. Качели атаки и раскаяния. То слёзно просит прощения, то срывается в обвинения и неприятие. Ощущение, что, вдруг, родился спесивый человек настроения, как будто бы биполярное расстройство личности, только маятник качается не между эйфорией и депрессией, а между покаянием и лютой агрессивностью, как будто бы психопатия с промежутками отката к разумности и редких случаев прозрачного сознания.
12. Всех приносящих дурные новости человек ненавидит особой лютой ненавистью. И поэтому, для пущей верности отгорожаивается от всех вообще. На всякий случай. Чтобы даже случайно чего-то злого или ранящего не сказали. "Закройте все рты, я не хочу этого слышать".
13. Гневливость. Ярость. Атака. Бешенство. Истерика до исступлённой злобы. Возмущение миром, протест вообще, без повода, обвинение всех и во всём, претензии медицине вообще и некоторым докторам в частности, и сука, особая ненависть к тем, кто всё же останется жить. Паскуды.
А теперь, чтобы увидеть это и приземлить на себя - для этого нам снова на чуть-чуть надо вернуться в понятие стиля жизни.
Ваш личный вес - это стиль жизни. Ваше питание - это стиль жизни. Спорт, физкультура, активность - всё это не решает вопроса с похудением, но, когда приходит физкультура - она меняет стиль жизни, она привносит новизну. Худеют за столом. Вес - это то, что Вы едите. Ибо от того, что Вы едите зависит то, сколько Вы съедаете. От того, что Вы едите зависит то, насыщаетесь Вы или нет. Вопрос не в том, ходите ли Вы в спортзал, а вопрос в том, почему Вы едите то, что Вы едите. Почему Вам вкусно то, от чего Вас несёт. Здесь не вопрос сцепить зубы и перейти на диету. Похудение - это не туризм, это эмиграция. И не худеют лишь потому, что боятся утратить свои любимые кушанья и лакомства.
Худеют необратимо, а если обратимо - значит корректировка стиля жизни не произошла. И новым стилем жизни не хвастаются. И новым телом не хвастаются. Его берегут, как новорожденного, и никому не показывают, чтобы не сглазили чужие глаза завидующие. Ваше изящное тело - это свидетельство Вашего нового стиля жизни, а он ещё прирасти должен, окрепнуть, прижиться, освоиться.
Ваш вес - это то, как Вы едите, как Вы спите и как организован Ваш день, и как Вы отдыхаете. Физкультура тут ни при чём. Физкультура - это ещё один дополнительный мост в новый стиль жизни, и физкультура - это всего 10-15% вклада в Ваше новое тело. Главный вклад - происходит за столом. 60-80% нагрузки на процесс похудения приходится на трапезу. То, что Вы едите, то сколько Вы едите, наедаетесь ли Вы. И все эти вопросы являются частным случаем Вашего общего отношения к себе. … Любой протест - это претензия. И если у Вас не хватит сил полюбить своё расплывшееся тело, то и похудевшее тело Вы тоже полюбить не сможете. Это же прямой показатель - если Вы полюбите своё полное тело, оно возможно и уйдёт, ибо оно с Вами лишь потому, что любви от Вас получить не смогло. Улыбнитесь и признайтесь в любви своим бокам, пузу и загривку. У Вас на спине жира больше, чем на животе и боках, просто на спине менее заметно. Вам лично. И парадокс в том, что если Вы не полюбите своё полное тело - оно не уйдёт, а вот если Вы не полюбите своё изящное тело - оно не останется.
Нельзя выгнать взашей свою проблему, хоть неизлечимый диагноз, хоть лишний вес. Пока Вы свой лишний вес не считаете собой, Ваша полнота точниссимо считает себя Вами. Полнота ищет взаимности и потому не уходит, так дайте её ей. Полюбите тело таким, какое оно есть, каким бы оно ни было, хоть полным, хоть худым. В момент отказа от претензий к себе - Ваше отношение к себе начнём потихоньку оттаивать.
Нельзя винить тело в том, что оно запасает лишнее, если Вы невнимательны к собственному метаболизму и циркадным ритмам.
На сцепленных зубах можно прожить долго. Вопрос: зачем? Зачем заводить себя в болезнь, чтобы она потом Вас дисциплинировала.
Не лучше ли жить на выдохе. У Вас достаточно энергии. И всегда было достаточно. На то, что Вам надо сделать - больше энергии Вам не надо.
А теперь, от засады с телом, сдвинемся к засаде с деньгами.
Бедность? - Нет, это не я. Да, пока у меня не столько денег, сколько могло бы быть, но я стараюсь.
Что говорит человек: что всё хорошее в его жизни - это он, а всё плохое в его жизни - это не он, это обстоятельства так сложились.
Всё хорошее - это стало быть присущее человеку, а всё плохое - это стало быть не присуще человеку и это совсем даже и не он сам.
Это не он виноват в том, что собственно, вот так всё получилось.
Всё хорошее - это только он и его заслуга. А во всём плохом виноваты обстоятельства.
Отсюда следующий шаг.
Низкие доходы - это свидетельство стиля жизни. И не в смысле, что плохой или хороший человек, а в смысле того, что Вы чего-то нужного не делаете почти вовсе, а что-то совсем ненужное делаете почти постоянно и без устали. Например, учитесь, или читаете, или вечно заняты.
Нельзя иметь большие доходы и старый стиль жизни. Большие доходы - это всегда смерть прошлого стиля жизни. Рост доходов - это не туризм, это эмиграция. А вот окажетесь Вы эмигрантом или иммигрантом - это поживём увидим. Разница большая. Уехавший в более высокие доходы с точки зрения тех, кто остался в низких доходах называется эмигрантом, а ровно этот же человек, приехавший в большие доходы уже называется иммигрантом, и приживается обычно легко, ибо в больших деньгах живётся легче, чем в меньших.
Следующий шаг.
Высокие доходы - это свидетельство стиля жизни. И не в смысле, что плохой или хороший человек, а в смысле того, что Вы чего-то нужное делаете регулярно, систематически и почти без устали, а что-то совсем не нужное - его Вы не делаете почти вовсе. Большие доходы - это не неизлечимый диагноз. Навык речи, как и навык зарабатывания - утрачиваемый. Мышечная память не утрачивается только потому, что это первая сигнальная система. А во второй сигнальной - не используемые навыки утрачиваются. Вот поэтому, от больших доходов можно выздороветь, если бунтовать особенно рьяно против денег. Считайте деньги злом и чем-то дурным и всю жизнь живите без них. Никто не против. Вы вправе не брать деньги за свой труд, но как тогда вырастет Ваш профессионализм - кто его будет финансировать и по кому Вы узнаете о возросших результатах.
Но радость высоких доходов заключается в том, что если не бунтовать против них - в них можно прижиться, иногда на всю жизнь.
Важный вывод: и бедность неизлечимая болезнь и богатство тоже неизлечимая болезнь, но и от бедности можно выздороветь, и от богатства тоже можно сбежать. Богатство не просится в Вашу жизнь, это Вы приглашаете людей оплатить свой труд.
Посмотрите на то, как неизлечимый диагноз, как неизбежная новизна входит в Вашу жизнь и какую реакцию Вы даёте и какую позицию потом занимаете.
Вы в любом случае движетесь по пути исследования новизны и адаптации к ней. Вопрос лишь в том, куда направлено Ваше движение - к чему Вы идёте. Не в смысле фантазий и мечт, а в смысле каждодневных действий. Действия определяют Ваше будущее. Именно совокупность действий и приводит Вас к рождению стиля и уклада жизни.